ЕВРЕЙСКАЯ ВЕРА И ХОЛОКОСТ

Первая часть

В последние два столетия три события потрясли и все еще потрясают еврейскую веру: эмансипация евреев и ее последствия, нацистский Голокауст и возникновение впервые за две тысячи лет еврейского государства. Два из этих трех событий произошли на памяти нашего поколения. С точки зрения еврейской веры - как и во многих других отношениях - наиболее сокрушительным оказался Голокауст. Бесспорно, эмансипация и все, с ней связанное, породили и порождают серьезные проблемы, которые напряженно пытается разрешить еврейская мысль: это научный агностицизм, секуляризм, ассимиляция и т.п. Однако же эмансипация - это вызов ab extra, извне, и, несмотря на его бесспорную способность ослаблять и подрывать еврейскую веру, я уверен в том, что на него можно дать ответ с религиозных и интеллектуальных позиций.

Напротив, существование государства Израиль - это вызов ab intra, изнутри, который ставит под сомнение многое из того, что со-ставляло жизнь евреев в течение двадцати веков. Но это вызов в положительном смысле: в одном отношении (если не во многих) кончился долгий период изгнания. Что это положительный вызов, стало ясно во время и сразу после второй мировой войны, когда неожиданно возродился библейский (т.е. допленный) язык. Голокауст тоже бросает вызов еврейской вере изнутри, но здесь - сплошное отрицание, без надежды и утешения. После событий, связанных со елевом "Освенцим", все пошатнулось, ничто не осталось неизменным. Жить так, словно Освенцима никогда не было, или избегать этой темы было бы конщунством. Но как обратиться в Освенциму и сохранить при этом верность к его жертвам?

Ничего подобного не случалось ни в еврейской истории, ни за ее пределами. Как только еврейский теолого обращается к Освенциму, он сознает, что может оказаться перед трагическим выбором:сохранить еверйскую веру прошлых веков, пронесенную через все испытания, или остаться верным жертвам нынешнего века. Но на краю этой бездны должно задержаться в великом молчании и терпении.

II | III | IV
Автор: Эмиль Факенхайм

Перевод:  О.В. Боровой
Издатель:  Москва - Наука - Восточная Литература
Сайт управляется системой uCoz